Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
В соответствии со ст.63 Федерального закона “Об охране окружающей среды” 122-ФЗ для получения информации о состоянии окружающей среды, её изменении необходимо осуществление государственного экологического мониторинга.
Организация государственного экологического мониторинга при строительстве и эксплуатации крупных объектов оказывающих и могущих оказать влияние на морскую среду необходима в целях получения достоверной информации о состоянии морской среды.
В соответствии со ст. 67 122-ФЗ производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль или ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
В соответствии с требованиями “Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”, утвержденного приказом Госкомэкологии от 26.05.200 №372 в составе материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности должна присутствовать программа мониторинга и послепроектного анализа.
Таким образом, учитывая требования законодательства в составе проекта необходима разработка программы государственного экологического мониторинга и производственного экологического контроля.
Проведение государственного экологического мониторинга осуществляется за счет бюджетных средств (федерального бюджета, краевого, местного), проведение производственного экологического контроля осуществляется за счет средств хозяйствующего субъекта.
Наличие на предприятии результатов ПЭК доказывающих соответствие его деятельности требованиям природоохранного законодательства позволит хозяйствующему субъекту исключить возможность применения к нему штрафных санкций от контрольных организаций и проверок аудиторов.
Основной задачей экологического мониторинга (контроля) при строительстве и эксплуатации объекта является получение своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и её изменениях в районах реализации проектных решений и зонах возможного негативного воздействия.
Главными задачами экологического мониторинга (контроля) являются:
- До начала строительства получение фоновых характеристик состояния окружающей природной среды.
- Систематические наблюдения на обоснованных проектом пунктах наблюдений за состоянием природной среды и выявление негативных последствий эксплуатации объекта или воздействий окружающей среды.
- Уточнение размера ущерба водным биологическим ресурсам бухты.
- Разработка, в случае необходимости, рекомендаций и мероприятий по уменьшению выявленного в ходе экологического мониторинга негативного влияния хозяйственной деятельности.
Экомониторинг включает в себя исследования водных объектов, земель, лесов, атмосферы, флоры и фауны.
Цели экологического мониторинга:
- наблюдения за окружающей средой, особенно в районах воздействия антропогенных факторов на ее экосистемы;
- оценка и прогноз антропогенного воздействия на природу исследуемой территории;
- обеспечение государственных органов и юридических лиц достоверной информацией об изменениях в состоянии окружающей среды в целях предотвращения возможных неблагоприятных последствий тех или иных изменений.
Методы и средства экологического мониторинга образуют сложную систему, использующую различные науки о Земле. Реализация мониторинга осуществляется на детальном, локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях.
Научное обоснование мониторинга окружающей среды выполняется согласно Программе мониторинга. Программа должна содержать цели и четкие стратегии проведения мероприятий мониторинга и механизмы их реализации.